Генеалогия → Источники генеалогической информации: исповедные росписи
Исповедные росписи (исповедные книги, исповедальные (исповедные) ведомости, духовные росписи, великопостные росписи) — списки прихожан, бывших в данном году на исповеди и причастии, составлявшиеся священниками каждой приходской церкви. Велись в Российской Империи с XVIII века по начало XX века.
В них фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи. Как правило, младенцы до одного года в росписи не включали. Если человек отсутствовал, то указывалась причина (малолетство, служба).
Возникновение и развитие исповедных росписей
Ведение исповедных росписей планировалось с 26 декабря 1697 года (принята первая инструкция по ведению таких росписей патриархом Московским Адрианом). Идея их ведения связана с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Однако тогда этот вид отчетности не бы воплощен в жизнь.
В 1716 году Петр I издал указ, по которому духовники обязаны были подавать именные списки неисповедовавшихся. Лишь с 1718 года данный указ начали исполнять и составлять данные списки.
7 марта 1722 года еще один Синодский указ обязывал всех старше 7 лет быть на исповеди и причастии. 16 июля того же года установлено обязательное ведение исповедных росписей.
В 1737 году Анной Иоановной была утверждена окончательная форма исповедных росписей, которая и просуществовала до их отмены в 1917 году.
Некоторое время в отдельных приходах их продолжали вести, однако росписи начиная с 1865 года были уничтожены как не имеющие исторической ценности (согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года).
Содержание исповедных росписей
В начале каждого документа можно найти информацию о населенном пункте, названии церкви, фамилии священника, а далее шел сам список.
В первых трех столбцах указывали порядковый номер двора и число жителей двора, отдельно мужского и женского пола.
В пятом и шестом столбцах указывали возраст лиц, обычно приблизительно.
В четвертом столбце размещался список прихожан. В заголовке столбца указывали социальную группу (духовные, военные, дворяне, крестьяне и т . д.), а также часто был указан и населённый пункт. В селениях описание шло по дворам. Вначале записывали главу с фамилией, именем и отчеством, затем его жену с именем и отчеством, или отмечали вдовство. Затем записывали их детей с именами, их супруг и детей и более дальних родственников и так далее.
Остальные столбцы использовали для различных отметок по посещению исповеди и причастия.
Записи велись путем переписывания с предыдущего года с внесение обновленной информации, в частности возраста. Однако это приводило к повторению ошибок (опечаток) прошлого года и появлению новых.
Если на территории прихода проживали раскольники, то их список приводился в конце росписи.
Данный вид источника является официальным, поэтому достоверен. Сейчас исповедные росписи хранятся в региональных архивах по месту их составления.
Для поиска сначала нужно установить временной период и церковный приход, к которому относился населенный пункт.